Планирование погружений.
1. Сбор информации о месте погружения. Путь, доступность, наличие течений, глубина, температура воды, термоклин, прозрачность, судовой ход. Наличие связи. Т.к. технические погружения предусматривают достаточно большой объем и вес снаряжения для их осуществления очень важно спланировать логистику. Излишние физические нагрузки на дайвера перед погружением могут увеличить риск возникновения ДКБ. Данные о температуре воды и термоклине, если таковой есть позволят правильно подобрать необходимую теплозащиту (мокрый или сухой костюм, толщина поддевы, мокрые или сухие перчатки, терможилетки и т.п.). Знание о течениях позволит минимизировать риски при погружении и увеличит процент достижения целей и задач погружения. Например, погружаясь на рэк в сильном течении очень велик риск на него не попасть, поэтому необходим спусковой конец. Знание о наличии или отсутствии судового хода в месте погружения поможет правильно организовать прохождение декомпрессионных остановок. Наличие связи в месте погружения очень важно для проведения аварийно-спасательных мероприятий.
2. Определение задач и целей погружения. Технические погружения совершаются с четко поставленными целями и задачами, т.к. стоимость таких погружений велика, как и риски связанные с их выполнением.
3. Анализ рисков и преимуществ. В первую очередь мы должны определить желанность и ценность цели погружения для себя. Сопоставив свою квалификацию, уровень подготовки и опыт подобных погружений и материальные затраты, принимается решение о целесообразности этого погружения.
4. Определение состава и количества газов исходя из условий и задач погружения. Во первых нужно посчитать количество кислорода в донной смеси исходя из РО2 = 1.4 АТА. Далее определяем допустимое количество азота исходя из END, которое мы определили для себя сами. Рекомендуется для донной смеси ставить END не более 40 (PN2 = 3,95 АТА), а в условиях плохой видимости, надголовного пространства, холодной воды или при сильной физической нагрузке во время погружения желательно снизить END до 30. В то же время многие дайверы принимают для себя более высокую END во время погружений в условиях хорошей видимости и теплой воды, т.к. это позволяет снизить стоимость газов для погружения. Исходя из полученных величин получаем нужное количество гелия в смеси. Далее подбираем остальные газы в зависимости от условий и учитывая нежелательность контр диффузии газов. (Если мы в процессе тримиксного погружения мы переключаемся на смесь с намного большим количеством азота (больше чем на 50% от текущего), то мы сталкиваемся с контр диффузией газа. Молекулы азота имея большие физические размеры, чем молекулы гелия, препятствуют его выходу из тканей, что в свою очередь ведет к возникновению ДКБ, ведь то время, которое по нашим расчетам гелий должен был выводиться из организма, он не мог эффективно выходить.) Чтобы избежать этого нужно правильно подобрать все газы и возможно ввести дополнительные смеси, что бы избежать скачка по азоту. Допустимо, что бы азот увеличивался не более чем на 50% от предыдущего значения, но желательно не превышать разницу в 25%. Так же не следует превышать РО2 для тревел и декогазов в 1,6 АТА. При планировании количества газов нужно применять правило третей для донной смеси и правило двойного запаса для декогаза.
5. Составление основного, запасного и аварийного плана погружения. Помните, что решающим фактом для увеличения времени декомпрессии является провал плана по времени а не по глубине. Обнаружив провал по глубине можно достаточно быстро подняться до нужной глубины. Процесс насыщения происходит не мгновенно, поэтому быстро вернувшись на заданную глубину вы не сильно увеличиваете декообязательства. Увеличение времени на глубине сильно повлияет на план декомпресии, т.к. всё это время будет идти насыщение тканей инертными газами. Исходя из этого составляется запасной план, в котором увеличивают время на глубине на 2 минуты, этого достаточно, т.к. не заметить такое увеличение времени на глубине квалифицированный технический дайвер не может. Аварийный план погружения составляется с учетом потери одного деко газа. Потеря донной смеси или тревел газа не так критична, т.к. в случае потери этих газов дайвер должен начать всплытие, помня что глубокие остановки, где он дышит донной смесью или тревел газом можно пропустить. Это повысит риск возникновения ДКБ, но пропуск мелких декомпрессионных остановок, где мы используем найтрокс и кислород точно приведет к возникновению ДКБ. Надо помнить, что глубокие остановки были введены Р. Пайлом на основе своего собственного опыта а не опирались на научные исследования. В ходе теоретических изысканий в этом направлении метод Пайла был подтвержден, но это только эмпирические заключения не подтвержденные исследованиями в реальных условиях. В то же время работа Бульмана многократна проверена временем и реальными погружениями. Этот алгоритм работает, поэтому не стоит от него отказываться. При составлении аварийного плана на планировщике нужно отключить автоматический расчет глубоких остановок и основываться только на алгоритме Бульмана.
6. Подбор и конфигурация необходимого снаряжения. Подбор баллонов под газы, с учетом необходимого запаса. Подбор дополнительного оборудования (свет, аварийные буи, катушки, буксировщики, лифтбэги, декостанции и пр.). Подбор аварийно-спасательного снаряжения.
7. Проработка взаимодействия команды на погружении, команды поддержки под водой и на поверхности. Обговариваются все действия каждого члена группы дайверов, порядок погружения, взаимодействие, задача каждого дайвера, знаки и сигналы, действия в аварийных ситуациях. Команда поддержки должна знать время выхода основной группы на оговоренную глубину, свои действия и действия в случае невыхода группы в условленное время. Обговариваются все сигналы на поверхности и действия в случае появления аварийных сигнальных буев. Планируются аварийные запасы газа на лодке, которые можно сразу доставить основной группе.
8. Составления плана аварийных мероприятий. Все действия в случае потери группы или одного из участников. Действия на случай подъема дайвера с ДКБ. Взаимодействие со спасателями и береговой охраной. Необходимо знать, где находится ближайшая барокамера, её телефон и способы доставки пострадавшего дайвера до неё.