Сайдмаунт – краткий гид по ошибкам в расположении баллонов

Конфигурация Sidemount (сайдмаунт) была разработана пещерными дайверами для погружений в условиях ограниченного пространства, для придания наиболее плоского профиля дайверу, проходящему через узкие участки пещер. В данной конфигурации баллоны располагаются по бокам дайвера, уменьшая высоту профиля. Данная конфигурация оказалась настолько удачной, что получила широкую популярность. Такой вариант крепления баллонов дает следующие преимущества:
  • Дублирование источников воздуха (можно рассматривать как альтернативу баллонной спарке).
  • Доступность вентилей и регуляторов улучшают контроль и упрощают решение проблем в случае аварии.
  • Легкое изменение профиля дайвера. (При необходимости баллоны можно перенести вперед, уменьшая профиль дайвера в горизонтали, что может быть актуально при прохождении узостей).
  • Снижение нагрузки на спину на суше (баллоны можно заносить в воду по одному, и присоединять их к подвеске непосредственно в воде, где их вес минимален; при выходе из воды баллоны легко отсоединить).
Благодаря этим преимуществам, сайдмаунт начинают использовать все больше дайверов. В данной статье собраны все типичные ошибки в креплении баллонов, которые совершает большинство дайверов при использовании системы сайдмаунт. Баллоны располагаются вдоль и строго параллельно туловищу дайвера, при этом вентиль баллона находится на уровне подмышки и не выступает вперед (см. рисунок). Данная конфигурация является правильной и оптимальной, т.к. баллоны не выступают за габариты дайвера в вертикальной плоскости, не мешают движениям и имеют наилучшую обтекаемость. Именно к такому положению баллонов и должен стремиться дайвер во время погружения. Наиболее часто встречающаяся ошибка у дайверов, использующих сайдмаунт – неправильное положение тела. Дайвер задирает голову, туловище выходит из горизонтального положения, при этом баллоны остаются в горизонтальном положении. В результате получается, что вентиль баллона находится ниже, а площадь профиля дайвера увеличивается, что создает большее сопротивление при движении и меняет вектор распределения сил. При каждом гребке дайвер двигается вперед и немного вверх и вынужден, для компенсации этого, придавать себе немного отрицательную плавучесть. Дайвер преодолевает большее сопротивление при движении и  расходует больше воздуха в результате. Еще одним недостатком такого расположения баллонов является то, что вентили и регуляторы не защищены корпусом дайвера и имеют большую вероятность получить повреждения при контакте с твердыми препятствиями (камни, элементы корпуса корабля и т.п.) Данная ошибка возникает по причине неправильного подбора длинны стропы нижнего карабина и длинны банджи. Наиболее часто встречается при применении стальных баллонов либо алюминиевых баллонов с грузом размешенным на баллоне. В результате ошибки увеличивается площадь профиля дайвера. Для исправления ошибки необходимо уменьшить длину стропы карабина либо передвинуть поясное D-кольцо ближе к спине и уменьшить длину банджи. Ухудшенный вариант предыдущей ошибки. Характерна для дайверов, которые ранее использовали стейджи. Возникает по причине неправильного подбора длинны стропы нижнего карабина и расположении поясного D-кольца и использовании очень длинной банджи. Встречается при применении стальных баллонов либо алюминиевых баллонов с грузом размешенным на баллоне. В результате ошибки увеличивается площадь профиля дайвера, возникают помехи при движении в результате плохо зафиксированных баллонов, увеличивается риск повреждения вентиля баллона и регуляторов не защищенных корпусом дайвера.  Для исправления ошибки необходимо уменьшить длину стропы карабина и передвинуть поясное D-кольцо ближе к спине и уменьшить длину банджи. Ошибка может быть вызвана как неправильной длиной линя нижнего карабина (слишком длинный), так и неправильным местом положения поясного D-кольца, к которому он прикреплен.  Также это может быть причиной подсоединения нижнего карабина баллона (алюминиевого) к переднему поясному D-кольцу, когда баллон еще достаточно полон. Увеличивает площадь профиля дайвера, дно баллона может соприкосаться с дном и поднимать отложения, ухудшая видимость. Для исправления необходимо отрегулировать длину линя карабина, либо сместить поясное D-кольцо к спине, либо перестегнуть нижний карабин с переднего на заднее поясное D-кольцо. Ошибка может быть вызвана слишком длинной банджей или она слишком легко растягивается. Увеличивает площадь профиля дайвера, вентиль и регулятор не защищены от соприкосновения с дном и препятствиями, что может привести к их повреждению. Для решения проблемы нужно укоротить длину банджи или заменить ее. Ошибка может быть вызвана тем, что дайвер не перестегнул нижний карабин баллона с бокового на переднее D-кольцо в то время, как алюминиевый баллон частично опустел и приобрел положительную плавучесть, либо линь нижнего карабина слишком длинный. Увеличивает площадь профиля дайвера, что ведет к увеличению сопротивления при движении. Для устранения проблемы необходимо перестегнуть нижний карабин баллона с бокового на переднее D-кольцо либо укоротить линь карабина. Ошибка может быть вызвана по причине того, что боковое D-кольцо находится слишком высоко от талии либо хомут для крепления нижнего карабина находится высоко (близко к вентилю баллона), либо линь нижнего карабина слишком длинный плюс находится на боковом D-кольце вместо переднего D-кольца. Увеличивает площадь профиля дайвера, что ведет к увеличению сопротивления при движении. Для исправления нужно либо перенести точку крепления ближе к талии, либо опустить хомут на баллоне ближе к его дну, либо укоротить линь и перестегнуть карабин на переднее D-кольцо. Ошибка вызвана тем, что хомут нижнего карабина находится слишком близко ко дну баллона, что приводит к смещению баллона вперед, особенно, если дайвер имеет небольшой рост. Создает дискомфорт и помехи движениям дайвера, при этом вентиль баллона и регулятор выходят из области защиты корпуса дайвера, что может привести к повреждениям при столкновении с препятствиями. Для исправления необходимо сместить хомут карабина ближе к центру баллона. Ошибка вызвана отсутствием правильного обучения и понимания предназначения подвески сайдмаунт. Тут может быть целый комплекс ошибок: неправильно выбраны длины банджи и линя карабина, неправильна выбрана точка крепления для алюминиевых баллонов (к задней паллете), неправильное расположение хомута баллона и т.п.), исправлять которые лучше всего под управлением грамотного сайдмаунт-инструктора.  
Яндекс.Метрика Дайвинг - рейтинг DIVEtop